И. Г. Моргенштерн

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) осуществляется в российских библиотеках более 190 лет: первое документированное  свидетельство о нем относится к 1810 г. Однако организованный характер оно приняло в основном с 1918 г., когда были сформированы библиографические службы в Публичной библиотеке в Петрограде и Румянцевской библиотеке в Москве. Следовательно, возникшая в 1919 г. библиографическая служба Пермской областной научной библиотеки является в России одной из первых.

К основным вехам традиционного развития СБО в ХХ веке можно отнести:

- Всесоюзное совещание по справочно-библиографической работе (январь 1961 г.), утвердившее систему координации СБО (к сожалению, сама система в последующие годы была размыта временем, но необходимость ее осталась);

- централизацию массовых государственных, а затем и профсоюзных библиотек с 1974 г. (в каждой ЦБС появилась штатная должность библиографа, СБО резко расширилось в масштабе);

- признание СБО обязательной функцией каждой библиотеки (нашло выражение в «Положении о библиотечном деле в СССР» 1984 г., а затем в Федеральном Законе «О библиотечном деле» 1994 г., согласно которому пользователи общедоступных библиотек имеют право получать полную информацию о составе библиотечных фондов, на консультационную помощь в поиске источников информации);

- введение в 1995 г. графы об общем показателе СБО в государственную форму статистического учета 6-нк «Сведения о массовой, универсальной библиотеке за … год» (руководители библиотек осознали, что об итогах СБО нужно отчитываться, а потому необходим его учет);

- формирование локальных систем СБО (об этом свидетельствуют профессионально составленные регламентирующие документы «Положение о системе справочно-библиографического обслуживания» в РГБ 2003 г., «Организация справочно-библиографического обслуживания» Иркутской ОУНБ 2000 г., методические рекомендации Пермской ОУНБ по учету и анализу СБО и другие);

- рост объема СБО в государственных общедоступных и вузовских библиотеках. Объективно об этом можно судить по относительному показателю Кс (коэффициенту СБО). Например, для областных и муниципальных библиотек Челябинской области он был равен: в 1995 г. – 0,26, в 2000 г. – 0,46, в 2003 г. – 0,58. Для муниципальных библиотек Пермской области в 2003 г. он равен 0,57. У вузовских библиотек уральской зоны Кс выше – 0,8.

Основной новацией СБО стало освоение компьютерно-сетевой технологии. Автоматизация библиографических процессов и включение библиотек в сети Интернета позволили в рамках корпоративных проектов формировать и использовать удаленные библиографические электронные ресурсы. В качестве примера формирования сводного библиографического электронного ресурса по инициативе не методических центров, а региональных библиографических служб («снизу») можно привести проект «Межрегиональная аналитическая роспись статей» (МАРС).

Введена новая форма обслуживания – виртуальное СБО. Его ведут 11 библиотек России во главе с Киевской ЦБС г. Москвы и Информационный центр РНБ. Стремительно, без всякой рекламы, растет его популярность: в течение краткого времени после утреннего открытия соответствующей страницы сайта справочные службы библиотек прекращают ввиду дефицита рабочего времени прием новых запросов. Популярность этой системы СБО объясняется просто: пользователи затрудняются самостоятельно найти нужную информацию в Интернете, отечественные поисковые машины (Рамблер, Яндекс и другие) слабо помогают в поиске.

Однако СБО в библиотеках России развивается недостаточно системно. Выполнение многих справок осложнено дефицитом информационных ресурсов. Отсутствуют общедоступные универсальные, полные электронные каталоги, отражающие хотя бы русскоязычные книги, брошюры и сериальные издания. Недостаточен уровень квалификации многих библиотечных работников. Утрачены сформированные в 60-х гг. системы координации СБО, а корпоративные проекты ограничены по составу участников. Приводимые в отчетах библиотек сведения об объеме СБО суммируются только в отдельных регионах.

Очевидно, что совершенствовать СБО можно только постепенно, проявляя постоянное внимание к его организации и качеству, регулярно анализируя отказы, выявляя проблемы и стремясь их решать. Конкретно нужно стремиться:

 

_________________________

* Примерное положение о такой системе – см.: Моргенштерн И. Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках. М. : Либерея, 1999. С. 68–73.