Г. С. Ганзикова
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ
К СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
Целью высшего образования является подготовка специалистов с современным уровнем профессиональных знаний и умений, хорошим запасом креативных данных, научным мышлением. Они должны быть психологически готовы и реально способны к обновлению своей сферы профессиональной деятельности, к работе в изменяющихся условиях макро и микросреды. Эффективно решать широкий круг актуальных задач, имеющих общественное значение, органично сочетая традиции и инновации, – такую профессиональную миссию возлагают на себя и специалисты библиотечно-информационной отрасли. Удовлетворение общественных потребностей в информации и документах в процессе справочно-библиографического обслуживания (СБО) в деятельности библиотек всегда занимало исключительно важное место.
В настоящее время СБО, осуществляемое библиотеками, в соответствии с «Концепцией федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» требует качественного совершенствования. Необходимо его преобразование в процесс широкомасштабного использования современных информационных технологий, совокупного информационного ресурса библиотек региона, страны и мира. Следует уделить внимание созданию комфортных условий для получения гражданами, организациями и предприятиями конкурентоспособной информационной продукции и услуг в целях удовлетворения образовательных, профессиональных, досуговых потребностей.
Все изменения, происходящие в СБО и в целом в библиотечно-информационной отрасли, не могут не учитываться в процессе преподавания библиографических дисциплин в высших учебных учреждениях. Осмысление инноваций, продуцирование новых идей, концепций стратегического развития библиотечного дела – одна из задач высшей школы. Но первоочередная и главная – подготовка высококвалифицированных специалистов. Высшая библиотечно-библиографическая школа вступила в очередной период реформирования, адаптации к запросам практики. К исполнению в 2003 году принят профессиональный федеральный образовательный стандарт второго поколения. В вузах разработаны в соответствии со стандартом учебные планы, актуализировано содержание учебных программ, постоянно осуществляется поиск эффективных организационных форм для успешной учебной деятельности студентов и контроля знаний. В этой связи большое внимание уделяется организации самостоятельной работы студентов, выполнению курсовых работ, дипломных исследований, имеющих теоретическое и практическое значение, апробации результатов научных исследований, их внедрению в практику библиотечно-библиографической деятельности. В вузовской работе сейчас доминируют принципы сотрудничества-сотворчества преподавателей и студентов, возросло внимание к индивидуальным особенностям каждого обучающегося и его развитию как специалиста. Основные формы занятий и их названия сохранились (лекция, семинар, лабораторно-практическая работа и т.д.), но их идеология стала другой. Акцент делается не на готовом знании, а на его динамике, появлении знания нового. Преподаватели учат студентов добывать знания самостоятельно, приобщают каждого к учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе. Будущие специалисты еще в вузе развивают умение находить актуальную проблему, предлагать альтернативные пути ее решения. Дискуссии, групповые научно-практические конференции учебного характера – всё это важные приметы современной жизни вуза. На этих занятиях приобретаются умения выступать перед аудиторией с докладами по животрепещущим проблемам библиотечно-библиографической работы, интегрируются, обобщаются и закрепляются знания, полученные по разным профессиональным дисциплинам и в ходе самостоятельного освоения различных разделов учебной программы по курсу, высказываются собственные суждения, оценки. Это помогает развитию творческих гностических, интеллектуальных, коммуникативных, риторических способностей библиотекарей/библиографов, расширяет круг знаний, получаемых в процессе совместной работы, обмена мнениями, взаимного рецензирования докладов, оказывает позитивное влияние на профессиональную эрудицию.
Становлению специалистов нового типа содействует введение в учебный процесс целого ряда учебных дисциплин, которые ранее не изучались будущими библиотекарями/библиографами. Среди них из блока общих профессиональных дисциплин можно выделить такие как «Документоведение», «Социальные коммуникации», «Информационная культура специалистов», «Аналитико-синтетическая переработка информации» или АСПИ (Библиографическое описание + Индексирование + Аннотирование и реферирование), «Информатика» (собственно Информатика + ЭВМ и ПО), «Информационные технологии» (Автоматизированные библиотечные технологии - АБТ + Автоматизированные библиотечно-информационные системы - АБИС). В блок специальных дисциплин включены предметы: «Библиотечный менеджмент», «Библиотечно-информационный маркетинг», «Библиотечно-информационное право». Вместо автономных прежних отраслевых библиографий преподается интегрированный курс «Информационные ресурсы» (ИР социально-экономического комплекса, ИР научно-технического и агропромышленного комплекса, ИР художественно-эстетического комплекса, ИР для детей и РРД). В содержание каждой его части входит изучение и первичных документов, и систем вторично-документальной информации на всех современных носителях, включая электронные. Предлагаются для изучения курсы по выбору: «Мировые информационные ресурсы и сети», «Культура речи делового человека», «Этика делового общения» и ряд других. С учетом научных интересов и наработок преподавателей для небольших групп студентов, желающих изучать эти материалы, знакомиться с оригинальными концепциями библиографической деятельности, предлагаются авторские спецкурсы: «Краевые периодические издания», «Инновационная библиографическая деятельность детских библиотек», «Библиотерапия». Студенты изучают широкий комплекс общегуманитарных и социально-экономических дисциплин: отечественную историю, философию, экономику, культурологию, социологию. Национально-региональный (вузовский) компонент в этом блоке включает в нашем институте такие предметы: введение в литературоведение, культура и искусство Прикамья, психология, педагогика. Как видим, даже педагогика и психология не предусматриваются в профессиональной федеральной образовательной программе в числе обязательных учебных дисциплин. Но для сохранения гуманитарной, культурологической составляющей в профессии библиотекаря/библиографа они необходимы, поэтому оставлены в учебном плане вуза. Как курсы по выбору в настоящее время предлагаются студентам политология и русская литература ХХ века. Разумеется, названы далеко не все учебные предметы, которые преподаются в ПГИК и обеспечивают подготовку по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» для получения квалификации «Менеджер информационных ресурсов».
Слово «библиограф» в названии специальности и квалификации отныне не фигурирует. Но это не означает, что профессиональное библиографическое образование переживает кризис. Наоборот, оно вступило в качественно новый исторический период своего развития. При этом сегодня и в будущем мы не можем не учитывать одно принципиально важное обстоятельство. Специалисты подсчитали, что потребуется не менее 150 лет для оцифровки накопленных в мире документных ресурсов, а с учетом роста издательской продукции на бумажных носителях, может быть, даже больше*. Поэтому как ручные и автоматизированные способы переработки информации, ее поиска органично дополняют в настоящий момент друг друга на практике, так в этом пересечении, слиянии, взаимодействии «старого» и «нового» состоит в наше время одна из доминантных особенностей рассмотрения библиографической работы на учебных занятиях по специальным дисциплинам. Это вид «изящного искусства», с одной стороны, и алгоритмизированного технологического процесса, базирующегося на применении технотронных средств, с другой. В этом ракурсе библиографическая работа выглядит для студентов привлекательно, а у преподавателей появились дополнительные проблемы и задачи. Преподавателям тоже приходится многому учиться, повышать квалификацию, и в частности, уделять большое внимание в своем профессиональном самообразовании осмыслению новаций в компьютеризации библиотечно-библиографических процессов. Для того чтобы студенты успешно овладевали электронными информационными ресурсами и технологией поиска информации, ректорат и деканат прилагают немалые усилия для укрепления материально-технической базы факультета документально-информационных коммуникаций и библиотеки института. В ней созданы автоматизированные места для пользователей. Студентам предоставляется возможность работать во внеаудиторное время в компьютерных классах. Все это способствует развитию профессиональных умений и навыков, необходимых сегодня библиографу-поисковику.
Рождение библиографов-профессионалов из вчерашних школьников – процесс, безусловно, длительный. В нем особое место будет занимать постдипломный период, накопление опыта. Здесь играет важную роль непрерывное самообразование, стремление к саморазвитию и совершенствованию под влиянием такого сильнейшего мотивационного фактора как любовь к профессии и преданность ей. Помогает лучше познать сущность библиографического труда совмещение учебы с работой в библиотеке: в читальном зале, на абонементе, в библиографическом отделе. Но еще в вузе, постепенно, шаг за шагом продвигаясь по пути познания секретов профессии, студенты начинают осознавать, что библиографами не рождаются, а становятся. Однако этому становлению надо помогать целенаправленно. Надо помогать самому себе. Этому должны умело помогать преподаватели выпускающей кафедры. В нашем институте это кафедра документоведения, библиотековедения и библиографии. Не только из предметов, которые преподают члены кафедры, но и в целом невозможно выделить какой-то один учебный курс, который бы играл исключительную роль в развитии всех необходимых для библиографа качеств, в том числе для осуществления СБО. Библиограф-поисковик формируется всей системой обучения, всей совокупностью изучаемых учебных дисциплин и применяемых педагогических технологий. И, тем не менее, необходимо отметить и надо признать, что наибольшее внимание этой проблематике уделяется в процессе преподавания такой учебной дисциплины как «Библиографическая деятельность библиотек» (БДБ). Остановим внимание на этом курсе.
Курс обеспечен новым учебником**, учебной программой, методическими пособиями. Начиная с конца 80-х гг., педагоги кафедры преподают данный курс на основе программ, разрабатываемых самостоятельно. Теме «Справочно-библиографическое и фактографическое обслуживание» в программе, разработанной автором статьи, отводится 18 часов. Теоретическая источниковедческая основа для ее изучения обширна, ее составляют научные труды И. Г. Моргенштерна, Э. Л. Шапиро, Т. А. Васильевой, Т. В. Майстрович, В. Степанова, Т. В. Добко и других ученых.
На лекционных и семинарских занятиях рассматриваются вопросы истории, теории, методики и организации СБО в библиотеках. На теоретических занятиях, уделяя особое внимание научному изучению СБО в нашей стране и за рубежом, студенты получают представление об эволюции понятия СБО, исторических этапах развития СБО в библиотеках, механизме возникновения потребностей в СБО, его свойствах (динамичность, индивидуальность, стохастичность). Студенты учатся выделять отличительные признаки СБО, отграничивая его от других процессов информационного обслуживания, в частности, от библиографического информирования. При этом под руководством преподавателя стержневое внимание сосредоточивается на особенностях основных элементов СБО (эпизодический, разовый характер запросов; информационный поиск, осуществляемый библиографом, на основе справочно-библиографического аппарата библиотеки, ресурсов других библиотек и различных баз данных Интернет; ответ пользователю и его виды). Будущие библиографы знакомятся с проблемой классификации справок, дискуссионными вопросами, связанными с фактографической справкой и ее включением в процесс СБО, а библиографических консультаций в общую классификацию справок. Получают студенты представление также о других важных элементах понятийной системы СБО (подтип справки, категория сложности справки, поток и массив справок, оперативное и продленное СБО и др.), прослеживают связи СБО со всеми важнейшими библиотечно-библиографическими процессами. Все это закладывает необходимую для специалиста-поисковика теоретическую базу знаний, становится основополагающим для изучения методики и технологии СБО в прикладном аспекте.
С этой целью проводится деловая игра «Библиограф-читатель». Общий сценарий игры разработан автором. На подготовку к игре отводится не менее 4 часов и не менее 4-6 часов – на игру. Схема игры усложняется от занятия к занятию: «1+1» (один библиограф и один читатель), «1+2» (дежурный библиограф и два читателя, например, поступает запрос по телефону), «2+2» и т.п. Из числа студентов учебной группы формируются игровые группы «читателей» и «библиографов», выбирается главный библиограф, эксперты (жюри). Ведущим игры является преподаватель. Игра проходит в театрализованной форме. Выступая в роли читателя, студент должен придумать средства художественной выразительности, которые помогут ему создать несколько отличающихся друг от друга читательских образов: «профессора», «бизнесмена», «актрисы», «учителя истории», «первокурсницы», «первоклассницы» и т. д. Элементы театрализации вносят оживление в игру, дополнительно стимулируют интерес к ней. Запросы соотносятся с возрастом, информационными потребностями различных категорий пользователей (профессиональными, непрофессиональными). Каждый студент должен выступить в роли библиографа, поэтому состав групп «читателей» и «библиографов» от игры к игре меняется. Это позволяет любому студенту проверить себя в деле, показать или не проявить предрасположенность к работе библиографа-поисковика, аналитические способности. На первом плане, конечно, не элементы занимательности, а задачи профессиональные. Студенты концентрируют усилия на формировании умений и навыков, которые требуются для осуществления всех этапов и операций в производственном цикле СБО, вплоть до регистрации справки. Во время игры студенты отрабатывают методику приема и анализа запросов пользователей, учатся точно проводить подбор, анализ источников и определять последовательность их просмотра. Кроме этого получают первые представления, как вести тематический, уточняющий, фактографический поиск в традиционном (ручном) и автоматизированном режимах работы. Предварительно студенты знакомятся с информационно-поисковыми системами. На занятиях используются электронные универсальные энциклопедии «Кругосвет» и «БЭКМ», энциклопедии, словари, справочники, библиографические пособия на бумажных носителях, а систематический карточный каталог и систематическую картотеку статей имитируют таблицы ББК.
Значение деловой игры в подготовке к СБО видится также в том, что она помогает вступить в лабораторных условиях в библиографическое общение, развивает коммуникативность будущего библиографа, находчивость, умение преодолевать конфликтные ситуации, проявляет такие качества студентов как терпение, выдержка, доброжелательность, целеустремленность, умение вести поиск до победного конца. Кроме этого студенты имеют возможность убедиться в том, что в процессе СБО требуется хорошая память, развитость произвольного внимания и распределенное внимание. Параллельно необходимы активность профессионального воображения, что помогает решать поисковую задачу сначала в уме, выбирая для этого из множества имеющихся путей оптимальный вариант, а также способность к быстродействию при дефиците времени, мобильность в переключении с одной темы на другую. Влияние психологических качеств на исход поиска огромно. Попытка обратить внимание студентов на проблему психологической готовности к СБО, субъект субъектных отношений в процессе СБО и важность профессиональной рефлексии, самоанализа сделанного, а также необходимость самоконтроля за собственным развитием, программ коррекции тех или иных качеств, как правило, всегда имеет позитивный результат.
В целом, рассматривая на занятиях комплекс проблем СБО, личностно-этическому поведению библиографа, как существенной составляющей успешного поиска, уделяется первостепенное внимание. В обучении библиографа ремеслу, что показывает опыт работы в вузе, необходим и непременно должен занимать свое место воспитательный момент. И здесь значим пример опытных, талантливых библиографов, их высоко сознательное отношение к делу, увлеченность им, индивидуальное постижение своего предназначения помогать пользователям библиотек в поиске информации. В этой непростой работе большую помощь кафедре оказывают библиографы города и области, и сегодня хотелось бы выразить благодарность за внимание к студентам Е. М. Дьяконовой, О. Л. Арзамасцевой, всем остальным руководителям производственной практики студентов третьего курса. Традиционно эта практика библиографическая. Она занимает важное место в становлении библиографа-поисковика, закрепляет знания и умения, полученные в институте, заметно расширяет их, шлифует профессиональное мировоззрение.
Своя функция в данном воспитательном процессе отводится также библиографической публицистике и другим публикациям, рассказывающим о работе библиографов крупных библиотек страны. (Н. М. Розова и Л. М. Герасимова, М. Ю. Нещерет и др.). Интеллект, чувства, тонкие наблюдения, философские размышления о сущности труда библиографа-поисковика и качествах, которые он должен иметь, слиты воедино в этих публикациях. Написаны они не только рукой, но и сердцем. Чтение статей, книг данных авторов неизменно входит в образовательную программу библиографов, и как думается, закладывает нужный и весьма важный нравственный фундамент будущей профессиональной высококвалифицированной деятельности.
Просматриваются сейчас четко и перспективы для дальнейшего совершенствования подготовки студентов к СБО в библиотеках. Диссертационное исследование Д. Г. Дейкуна по теме «Коммуникационные барьеры в режиме теледоступа к электронным каталогам зарубежных научных библиотек: теоретико-методический и образовательный аспекты» (Краснодар, 2004) выявило ряд таких барьеров в электронной коммуникации и их классификационные признаки. Преодолимые барьеры (технические, экономические, организационные и образовательные) и частично преодолимые (семантические, лингвистические) получили всестороннюю характеристику, предложены пути снижения их влияния на результаты поиска. Также обращается внимание на психологические и политические барьеры. Как считает автор, и это мнение хотелось бы поддержать, для снижения воздействия образовательного барьера необходимо обучать студентов специализированному иностранному языку, методам поиска информации в электронных каталогах крупнейших мировых библиотек, доступных через Интернет. Студенты могут получить соответствующую систему знаний, умений и навыков в форме курса по выбору «Электронный доступ пользователей к зарубежным информационно-сетевым ресурсам». Такой курс диссертантом преподается в КГУКИ для студентов специализации «Технолог автоматизированных информационных ресурсов» в рамках специальности «Библиотечно-информационная деятельность».
Изучение проблем, связанным с автоматизированным информационным поиском, его видами, технологическими особенностями, поиском в Интернет, предусматривается учебной программой по курсу «БДБ». Такие доклады уже звучали на групповых научно-практических конференциях студентов, которые проводятся по итогам изучения курса. Но пока доминирует теоретический подход. Реальных возможностей отрабатывать технологию поиска в ресурсах Интернет, включая возможности экономические, в ПГИИК пока недостаточно. Главным образом, на теоретическом уровне проходит знакомство студентов с деятельностью отечественной уникальной службы «Виртуальная справка», работающей с 2000 года на справочно-информационном портале «Library.ru», аудитория которой сориентирована преимущественно на сетевые ресурсы. Конечно, больше практических занятий можно было бы проводить на базе библиотек, но всё это будет иметь разовый характер, не даст необходимой системы умений, знаний, навыков, на это не хватит времени, отводимого в учебном плане на курс «БДБ».
С учетом перечисленных обстоятельств, в ближайшем будущем представляется необходимым и целесообразным расширить в ПГИИК спектр ведущих специализаций будущих библиотекарей/библиографов. Следует включить в учебные планы новые спецкурсы и практикумы, которые могли бы вести не только преподаватели кафедры, но и опытные библиографы-практики, в совершенстве овладевшие навигаторской функцией в электронных коммуникациях.
________________
* См.: Мир библиогр. 1999. № 5. С. 28.
*Коготков Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление. – СПб. : Профессия, 2003. – 304 с.